Статьи

Нужно ли маркировать рекламу в запрещённой социальной сети?

1 сентября 2022 вступили в силу поправки в закон «О рекламе», они подразумевали обязательную маркировку интернет-рекламы и передачу информации о рекламной кампании в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Ранее мы в деталях объясняли, какой контент считается рекламой, а что к ней не относится и не требует маркировки.

До сих пор остаётся много вопросов и спорных нюансов относительно процесса передачи данных, ведения отчётности по каждому креативу и т.д. Но благодаря активной позиции участников рекламного рынка мы разбираемся с ними один за другим. Например, ещё недавно открытым оставался вопрос маркировки рекламы в Instagram* — если соцсеть считается запрещённой в России, попадает ли деятельность в ней под российское законодательство?

В ноябре 2022 года Федеральная Антимонопольная Служба в Письме ФАС РФ от 14.11.2022 № 08/102946/22 выпустила разъяснения, где говорилось, что маркировка в запрещённых соцсетях Instagram* и Facebook* на данный момент не нужна, так как доступ к ним ограничен и размещённая там реклама не распространяется на территории России. Такую же позицию представитель ФАС Татьяна Никитина подтвердила в эфире «Реклама или информация: мнение ФАС России» на ютуб-канале «Рекламное право» в августе 2023 года.

Роскомнадзор долгое время не давал письменных уточнений по этому вопросу, и Ассоциация Блогеров и Агентств обратилась в ведомство за разъяснениями. В ответном письме РНК назвал маркировку рекламы в запрещённой социальной сети обязательной, мотивируя это тем, что доступ к площадке для россиян только ограничен, но до сих пор возможен. Значит реклама на этой площадке всё же может быть направлена на российских граждан и должна отвечать требованиям законодательства.

Сейчас россияне не могут воспользоваться рекламным кабинетом на площадке, запустить таргетированную рекламу, но по-прежнему могут покупать рекламу у блогеров в постах или сторис. И противоречащая позиция регулирующих органов относительно маркировки вносила хаос в работу рекламного рынка.

Зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин направил запрос в ФАС и после ответа Службы в декабре 2023 года в вопросе маркировки рекламы в Instagram* была поставлена точка — маркировать нужно. Теперь мнения ведомств единогласны и не вызывают сомнений.

Специалисты консультационного центра АБА всегда считали, что маркировка в Instagram* необходима. На это есть как минимум три причины:

1. Важнее не площадка, а содержание и целевая аудитория.

В законе “О рекламе” нет оговорок про отдельные площадки размещения интернет-рекламы, конкретные социальные сети или их особенности. По общему правилу, если информация, размещённая в интернете, по содержанию является рекламой — её нужно маркировать.

Другой важный нюанс — на какую аудиторию направлена реклама. Если это люди, проживающие на территории Российской Федерации, значит к такой рекламе могут применяться правила о маркировке, принятые российским законодательством.

2. Риск получить штраф за отсутствие или нарушение маркировки.

С сентября 2023 законодательно был увеличен размер штрафов за разные виды нарушений для участников рекламного рынка. Штраф для физических лиц может достигать 100 000 рублей, для юридических — 500 000 рублей.

При этом за один и тот же немаркированный пост вас могут оштрафовать за два нарушения сразу: например, за непредоставление информации в ЕРИР и за распространение рекламы без идентификатора. Ранее мы подробнее об этом рассказывали и приводили примеры идеальной маркировки рекламы для разных площадок.

Судебная практика по делам, связанным с маркировкой интернет-рекламы, ещё не сформирована, прецедентов мало. Но это не значит, что Роскомнадзор не будет интенсивнее проверять соблюдение требований закона и не проверит именно вашу рекламную кампанию.

3. Полная прозрачность вашей деятельности.

Одна из задач маркировки со стороны законодателя — сделать рекламный рынок прозрачным, чтобы впоследствии было проще его регулировать. Государство дало нам адаптационный период с сентября 2022 до сентября 2023 перед тем, как были введены новые штрафы. Участникам рынка остаётся принять новые правила, детально в них разобраться и следовать им без исключений.

Однозначно, закон претерпит ещё много поправок и изменений. Ассоциация Блогеров и Агентств пытается эффективно участвовать в диалоге с государством, пояснять позицию и особенности рынка, добиваться разъяснений со стороны законодателей. Вместе с этим Консультационный центр АБА помогает участникам рекламного рынка соблюдать все требования к интернет-рекламе и корректно выстроить процесс маркировки.

Если у вас возникли трудности или вопросы по маркировке интернет-рекламы, наша команда готова оказать консультационную поддержку, помочь с составлением договоров и других документов между участниками цепи маркировки либо забрать маркировку на аутсорс.

Свяжитесь с нами — и вопросы маркировки интернет-рекламы перестанут вызывать у вас тревогу и непонимание.

————————

*Принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ