В марте вступил в силу закон о запрете рекламы у иностранных агентов. Это значит, что теперь нельзя:
- размещать рекламу на информационных ресурсах иноагентов,
- самим рекламировать информационные ресурсы иноагентов.
В законе используется термин «информационные ресурсы», однако точного его определения в документе нет.
«Решение коснется любых платформ — сайтов, блогов, социальных сетей» — такая цитата Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина приводится в тексте официальной новости на сайте Госдумы. И мы рекомендуем вам не искать возможные исключения для размещения запрещённой рекламы — последствия могут быть скорыми и бескомпромиссными.
В этой статье специалисты Консультационного центра АБА собрали всю актуальную информацию по новому запрету:
- Кто может стать иностранным агентом
- Что будет, если разместить рекламу у иноагента или прорекламировать его информационные ресурсы
- Что делать, если вы размещали рекламу у иноагентов ранее
- Как защитить деловую репутацию своего бренда
- Что указать в договоре перед размещением рекламы
Кто может стать иностранным агентом?
Иноагенты — это физические лица или организации, которые:
- получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием,
- занимаются политической деятельностью.
Под иностранной поддержкой понимается получение денежных средств или другого имущества от иностранного источника. А под иностранным влиянием — поддержка или оказание воздействия на лицо или организацию со стороны иностранного источника. Обе формулировки могут трактоваться достаточно широко.
На данный момент в РФ признаны иноагентами около 800 лиц и организаций. Полный перечень размещен на сайте Министерства юстиций. Именно Минюст и присваивает статус иноагента.
В числе иноагентов есть средства массовой информации, актёры, журналисты, правозащитники, активисты, лидеры мнений и блогеры.
В связи с этим наш совет №1: перед размещением рекламы обязательно проверьте реестр иноагентов самостоятельно — убедитесь, что человек или площадка, с которыми вы планируете сотрудничество, не попали в перечень.
Что будет, если разместить рекламу у иноагента или прорекламировать его информационные ресурсы?
Закон не предусматривает штрафы конкретно за размещение рекламы у иноагентов, но в целом это будет считаться нарушением закона о рекламе. Значит в зависимости от юридического статуса рекламодателю будет грозить штраф в размере до 2 500 рублей для физических лиц и до 500 000 рублей для крупных компаний.
Более ощутимые последствия будут для средств массовой информации. Если СМИ разово разместило рекламу информационных ресурсов иноагентов — получит предупреждение Роскомнадзора. В случае повторных нарушений Роскомнадзор вправе отозвать лицензию СМИ и заблокировать его.
Что делать, если вы размещали рекламу у иноагентов ранее?
Обычно закон не имеет обратной силы, а значит штрафовать за рекламу у иноагентов, размещённую до марта 2024, не должны. Однако здесь есть нюанс: любой старый пост, публикацию на сайте и т.п., которые до сих пор видны широкой аудитории, могут воспринять как действующее рекламное сообщение.
Поэтому наш совет №2: если у вас есть возможность удалить рекламные публикации, размещённые на информационных ресурсах иноагентов — сделайте это!
Как бренды и компании защищают свою репутацию
После вступления закона в силу бренды и креативные агентства прекратили не только размещать рекламу у иноагентов, но и привлекать их к созданию рекламного контента в целом. Расторгаются контракты, например, с актёрами или блогерами, которые пишут сценарии.
Такие решения объясняются возможными репутационными рисками. Существует специальное понятие — бренд-сейфти — политика защиты бренда от упоминаний и проявления в негативном ключе. И здесь бренды и агентства руководствуется именно ей, работая на опережение: несмотря на то, что сейчас нет запрета на привлечение иноагентов к созданию рекламу, никто не застрахован, что в ближайшем будущем это не изменится.
Что указать в договоре перед размещением рекламы
Разумеется, бренды и компании не будут размещать рекламу или сами рекламировать информационные ресурсы тех, кто уже признан иноагентом. Но что делать, если лицо или площадку, с кем вы уже начали сотрудничество по поводу рекламы, прямо сейчас признают иноагентом? В договорах креативных агентств начали появляться формулировки, которые защищают их и их клиентов в этом случае.
Совет №3. Используйте подобную формулировку в своих договорах:
«В случае признания информационного ресурса, на котором размещаются рекламно-информационные материалы (РИМ) заказчика, рекламно-информационным ресурсом иностранного агента, исполнитель обязуется немедленно прекратить размещение/распространение РИМ заказчика на указанном ресурсе.
При этом заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от договора путём направления уведомления. Договор считается прекращённым по истечении пяти календарных дней с момента направления уведомления».
Неустойки за расторжение договора в таком порядке не предусмотрено.
Помимо всей этой информации важно понимать, что юридическая практика по новому запрету ещё не сформирована. Могут возникнуть новые нюансы, оговорки или поправки к закону. Следите за новостями и нашими поясняющими материалами.
Если у вас остались вопросы по безопасному размещению рекламы в условиях новых норм и запретов, наша команда готова оказать консультационную поддержку, помочь с составлением договоров и других документов. Свяжитесь с нами — и вовремя обезопасьте свой бренд от возможных штрафов и репутационных рисков.